Музыка без оплаты в ZAIKS — возможно ли это?

Коллекционерские общества представляют авторов и производителей. Поэтому они имеют право взимать плату с предпринимателей, которые используют авторские музыкальные произведения в рамках своей деятельности. Также возможно, что к предпринимателю обращается более одного коллекторского общества. Один из них может защищать права авторов произведения, а другой — смежные права исполнителей. Например, ZAIKS защищает права авторов, ZPAV — права продюсеров, SAWP или STOART — права создателей, например, певцов (два последних конкурируют друг с другом — потенциальный гонорар полагается одному из них). Согласно статье 105(1) Закона об авторском праве и смежных правах: «предполагается, что организация коллективного управления имеет право на управление и защиту в отношении сфер эксплуатации, охватываемых коллективным управлением, и имеет в этом отношении юридическую силу». Каждый, кто обращался в одну из вышеупомянутых организаций, знает, что означает эта презумпция на практике. Исходя из этой презумпции, она не обязана представлять какой-либо документ, подтверждающий, что она представляет данного артиста. Исходя из этой презумпции, она может сделать это, даже если у нее нет соответствующей доверенности от художника.

Более того, коллекторское общество имеет право получить от торговца информацию и документы, необходимые для определения суммы сборов и платежей, заявленных коллекторским обществом. Однако в некоторых случаях можно избежать обязанности уплаты сборов в пользу коллекторского общества.

Музыка бесплатно для ZAIKS-возможно ли это?

1. произведения, в отношении которых истек срок охраны

Как правило, срок действия экономических авторских прав истекает через 70 лет после смерти автора, а в случае произведения, автор которого неизвестен, с даты первого распространения произведения. Поэтому, когда в ходе своей деятельности мы воспроизводим репертуар артистов, в отношении которых мы уверены, что вышеуказанный срок прошел, мы не обязаны выплачивать гонорар организации. Так обстоит дело с произведениями классической музыки, создатели которых, как правило, уже несколько веков как умерли. Конечно, это не относится к современным композиторам классической музыки.

(2) Торговец не получает материальной выгоды от исполняемой музыки

Общее правило заключается в том, что если предприниматель получает экономическую выгоду от музыки, исполняемой в рамках предпринимательской деятельности, он/она должен/должна выплатить вознаграждение обществу по сбору авторских отчислений. Этот вопрос регулируется статьей 24 (2) Закона об авторском праве и смежных правах, которая гласит:

«Владельцы устройств для приема радио- или телепередач могут с помощью таких устройств принимать произведения телерадиовещания, даже если устройства размещены в общедоступном месте, если это не связано с материальной выгодой».

Стоит отметить, что данное положение относится к радио- и телевизионным приемникам. В сферу действия данного положения не входит воспроизведение с помощью компакт-дисков или дисков MP3. В последнем случае возникает обязательство по уплате пошлины. Польское законодательство исходит из того, что получение прибыли от таких произведений было бы неоправданным, и справедливость требует, чтобы автор или исполнитель также получил свою долю от прибыли, полученной субъектом, осуществляющим деятельность. Однако торговцы, размещающие радио- или телевизионный приемник в месте, недоступном для широкой публики, будут освобождены от этого обязательства. Например, если музыка доступна гостям магазина-ресторана, парикмахерской или супермаркета, торговец должен платить за нее. Если приемник размещен в месте, недоступном для публики, например, на кухне ресторана, в месте, доступном только для работников заведения или сотрудников компании, то торговец будет освобожден от уплаты сбора. Таким образом, пределом является понятие «доступность для общественности». В случае возникновения спора дело может быть передано в суд. В этом случае бремя доказывания того, что получатель не приносит дохода, лежит на предпринимателе, что в некоторых случаях может быть крайне сложно. Это связано с тем, что, согласно судебным решениям, гонорары должны выплачиваться и в том случае, если транслируемая музыка приносит лишь косвенную прибыль. Согласно постановлению Апелляционного суда в Катовице:

«Следует, однако, иметь в виду, что предусмотренная в упомянутом положении (статья 24(2) А.П.П.) возможность доказать недостижение материальной выгоды не может быть пустым положением; она предполагает, что могут быть ситуации, в которых нет даже косвенного влияния приема произведений, транслируемых в радиопрограмме, на успех осуществляемой деятельности. Ответчик представил доказательства, свидетельствующие об отсутствии связи описанного приема произведений, транслируемых в радиопрограммах, с осуществляемой деятельностью и возможностью извлечения из этого какой-либо финансовой выгоды. Оно было в пользу истца, который утверждал, что существует связь между приемом транслируемых произведений и деятельностью ответчика, и его эффект заключался в том, чтобы указать, в чем выражается выгода ответчика». (I ACa 102/08)

Стоит также отметить, что если тот факт, что приемник не приносит никакой финансовой прибыли, должен доказывать предприниматель, то тот факт, что радиоприемник находится в месте, доступном для клиентов, должно доказывать общество по сбору платежей. В подавляющем большинстве случаев такое доказательство не вызовет затруднений. Однако могут быть случаи, которые трудно оценить однозначно, и возложение бремени доказывания на коллекторское общество несколько улучшает положение торговца.

Проблемы могут возникнуть в случае мелких предпринимателей, например, сапожника или портнихи, которые слушают музыку, выполняя свою работу, но в то же время музыку могут слышать потенциальные клиенты заведения. Следует сделать вывод, что в данном случае музыка не увеличивает оборот, поэтому гонорары платить не нужно. Этот тезис подтверждается следующим постановлением: «Ситуации, в которых воспроизведение «недраматических» музыкальных произведений в ходе предпринимательской деятельности не влечет материальной выгоды для проигрывателя, будут возникать в основном тогда, когда прием не затрагивает клиентов. Это может иметь место, в частности, в небольших коммерческих помещениях и небольших заведениях сферы услуг, где выступление служит для заполнения рабочего времени персонала. Воспроизведение этих работ в более крупных торговых помещениях, где покупатель остается на более длительный период времени, можно отнести к экономическим преимуществам. На такую функцию указывает, в частности, специальное расположение громкоговорителей для приема в комнатах обслуживания клиентов.» (Постановление Верховного суда от 28 сентября 2005 года, I CK 164/05)

Иная ситуация с гостиницами и радиоприемниками, имеющимися в их номерах. Такое учреждение должно платить соответствующие взносы в организацию по коллективному управлению. Это подтверждается постановлением Апелляционного суда в Варшаве:

«Размещение телевизоров в гостиницах для просмотра телевизионных программ не является деятельностью, подпадающей под действие лицензии, предусмотренной статьей 24 Закона об авторском праве и смежных правах, поскольку условием получения выгоды от этой лицензии является отсутствие материальной выгоды в связи с приемом программ». (Решение Апелляционного суда в Варшаве от 8 октября 2004 года. VI ACa 62/04)

Хотя это постановление касается телевизоров, оно будет применяться и к радиоприемникам.

3. использование лицензий royalty free, creative commons

На практике часто случается, что музыкальное произведение помещается в так называемую «музыкальную библиотеку (музыкальные библиотеки), доступные в Интернете. Музыка в рамках вышеупомянутого учреждения предоставляется пользователю за единовременную плату или без какой-либо оплаты. В результате такого доступа использование произведения является бесплатным. Разные мотивы заставляют авторов отказываться от авторских отчислений. Есть те, кто утверждает, что создание произведения не потребовало больших усилий с их стороны, поэтому взимание гонорара было бы недоразумением. Однако чаще всего причина идеологическая — создатели считают, что любая музыка является достоянием всего человечества, и поэтому доступ к ней не может быть ограничен.

В случае с этим учреждением обычно не имеет значения, включено ли приобретаемое произведение на одном компакт-диске или на сотнях тысяч компакт-дисков. Также предприниматель может создать свой собственный плейлист из произведений, имеющихся в таких «музыкальных библиотеках», и использовать его в коммерческих целях. В этом случае коллекторские общества не смогут взимать плату. Аналогичным решением является использование лицензии creative commons, которая позволяет использовать произведения, доступные в основном в Интернете, без уплаты дополнительных сборов.

При обсуждении этой темы важно помнить о возможных рисках. Правила, размещенные на конкретном сайте, могут вводить ограничения на использование произведений и запрещать их использование в коммерческих целях. Кроме того, такие нормативные акты, опубликованные на иностранных сайтах, разумеется, не будут доступны на польском языке, что значительно усложняет ситуацию. Существует также ряд лицензий creative commons, которые разрешают некоммерческое использование (NC).

Практика выработала и другой способ уклонения от уплаты коллекторских обществ. На рынке появились компании, которые покупают авторские права у ряда исполнителей. Эти компании создают своего рода (Интернет) супермаркет, с «полок» которого вы можете выбрать тот тип музыки, который хотите слушать. Заключив соответствующий договор с таким субъектом, предприниматель сможет использовать такие «приобретенные произведения» в своей коммерческой и предпринимательской деятельности. Тогда не будет обязанности платить взносы в коллекторское общество. Возникает вопрос, является ли такое решение более дешевым, чем обязанность платить ЗАИКСу и другим подобным учреждениям.

Выбрав компанию, которая профессионально занимается аудиомаркетингом, мы можем сами решать, какую музыку мы будем слушать в нашем магазине, ресторане или точке обслуживания. Преимущество в том, что с помощью этого решения мы можем транслировать собственные рекламные ролики или джинглы. Имея сеть из нескольких торговых точек, мы можем предложить потенциальным рекламодателям использование нашего «эфирного времени», благодаря чему есть шанс, что часть затрат, выделенных нами на установку оборудования и подписку, будет компенсирована за счет продажи рекламы.

Напротив, если мы решаем платить обществам коллекционеров, мы можем пользоваться любой радиостанцией, и радио играет музыку — как правило, по крайней мере, самую популярную.

Наконец, стоит упомянуть, что организации взимают плату в соответствии с таблицами роялти. Например: в ресторане с количеством посадочных мест до 20, плата за ZAIKS составляет около 60 злотых в год.

Из вышесказанного следует, что для того, чтобы избежать платы, необходимо разместить приемник в месте, недоступном для посторонних глаз. Лучше всего сделать это ясным и очевидным образом, чтобы коллекторское общество не нашло оснований для взимания платы. Следует также помнить, что коллекторское общество может взыскать пошлину, причитающуюся за несколько предыдущих лет, если сможет доказать, что такая пошлина не была уплачена в прошлом.

Словарь:
Creative commons — это организация, которая занимается процессом придания авторскому праву большей гибкости и адаптации его к требованиям современности. В рамках своей деятельности она создала различные виды лицензий для творцов, входящих в ее состав. Эти лицензии значительно облегчают торговлю авторскими правами, ограничивая права творцов в рамках традиционно понимаемого закона об авторском праве (выражением этой мысли является слоган «некоторые права защищены», вместо: «все права защищены»). Срок действия
экономических авторских прав — период, в течение которого автор, его/ее наследник или иное управомоченное лицо могут пользоваться, распоряжаться и извлекать экономическую выгоду из произведения. В польском законодательстве этот срок обычно составляет 70 лет после смерти автора (post mortis auctoris). По истечении этого срока произведение становится частью так называемого общественного достояния.
Добросовестное использование защищенных произведений — институт, согласно которому третья сторона может использовать защищенные авторским правом произведения без выплаты вознаграждения автору. Она не может быть связана с какой-либо финансовой выгодой со стороны бенефициара.
Организация по коллективному управлению авторскими правами — объединение, действующее в соответствии со статьей 107 Закона об авторском праве и смежных правах, объединяющее авторов, исполнителей, продюсеров или организации радио и телевидения, в уставные задачи которого входит коллективное управление и защита переданных им авторских или смежных прав, а также осуществление прав, предусмотренных Законом.
Royalties free — система музыкальных библиотек, позволяющая использовать (часто также коммерчески) данное музыкальное, литературное или фотографическое произведение без оплаты за его однократное использование.