Спонсорство программ и передач: Что в настоящее время запрещено, а что нет?

Согласно формулировке недавно измененной статьи 17 Закона, зрители должны быть четко информированы о спонсорстве, а спонсируемые программы или другие передачи должны быть идентифицированы указанием спонсора в начале, в конце и в момент возобновления после рекламной или телепередачи. Указание спонсора может содержать только название, фирменное наименование, торговую марку или другой знак, идентифицирующий компанию или ее деятельность, ссылку на ее товары, услуги или торговую марку.

Спонсорство трансляций и трансляций: что в настоящее время запрещено, а что нет?

Однако ни простое указание спонсора, ни любой элемент такого указания не могут напрямую стимулировать покупку или аренду товаров или услуг, в частности, путем проведения связанных с ними специальных рекламных акций. Указание спонсора также не должно содержать название, компанию, товарный знак или другой знак, идентифицирующий предпринимателя или его/ее деятельность, или вид товаров или услуг, реклама которых запрещена.

Спонсор сам по себе не может влиять на содержание программы или другого сообщения, или на его место в программе таким образом, чтобы это нарушало редакционную независимость и автономию вещателя, и спонсорство не освобождает вещателя от ответственности за содержание программы.

Спонсируемые передачи или другие сообщения не должны поощрять покупку или иное предоставление товаров или услуг спонсором или любой третьей стороной. Спонсорство программ или других сообщений со стороны:

  • политические партии,
  • профсоюзы,
  • организации работодателей,
  • физические или юридические лица, основная деятельность которых заключается в производстве или продаже товаров или предоставлении услуг, связанных, в частности, с алкогольными напитками, табачными изделиями или азартными играми.

Спонсорство также запрещено:

  • новостные службы, за исключением спортивных и погодных прогнозов,
  • общественно-политические новостные программы,
  • консультации и потребительские программы,
  • предвыборные передачи или передачи, непосредственно связанные с избирательной кампанией.

Законодательные положения были конкретизированы в Постановлении Национального совета по телерадиовещанию от 6 июля 2000 года. (Dz. U. 00.65.785), выданный в соответствии со статьей 17(8) Закона о вещании.

В соответствии с положениями Постановления, спонсор программы (как телевизионной, так и радио) не может быть указан в течение всего времени трансляции программы, за исключением случаев, когда программа возобновляется после рекламной паузы, и с дополнительными исключениями для отдельных форм спонсорства, как указано ниже.

Здесь важно то, что простое указание спонсора никак не может носить характер рекламы (по смыслу ст. 4 п. 17 Закона от 29 декабря 1992 года «О радио и телевидении»). Эта индикация, согласно регламенту, не может также содержать звуковые или визуальные фрагменты рекламного сообщения, исходящего от спонсора, с которым ассоциируется спонсор, и которые могут затруднить различение индикации спонсора и рекламного сообщения. Указание спонсора должно включать слово или слова «спонсор» и четкую ссылку на спонсируемую программу. Если спонсор указывается только визуально, текст, содержащий слово «спонсор» и четкую ссылку на спонсируемую программу, должен занимать не менее четверти площади экрана таким образом, чтобы текст выделялся на фоне, был заметен, разборчив, устойчив и располагался горизонтально.

Одним из исключений для отдельных форм спонсорства является спонсорство путем предоставления услуг по синхронизации или обработке данных. Здесь данные спонсора могут транслироваться только вместе с представлением результата, времени или самой обработки данных — и только в той мере, в какой это оправдано целью представления этой информации. Здесь также регулируется продолжительность и размер спонсорской индикации — она не может длиться дольше 8 секунд и занимать более 1/16 экрана телевизора.

Еще одно исключение касается спонсорства передачи или другого сообщения, в котором призы предоставляются участникам конкурса, игры или другой формы соревнования. В этом случае спонсор призов может быть указан дважды, а название товаров или услуг, составляющих приз, может быть упомянуто во время программы или другой передачи. Призы не должны включать товары или услуги, реклама которых запрещена.

За исключением двух исключений, рассмотренных выше, правило гласит, что одно указание спонсора может длиться не более 8 секунд для одного спонсора, 16 секунд для двух спонсоров и 24 секунд для всех остальных указаний. Указание спонсора может быть включено в программный гид, но программный гид может транслироваться до первой передачи вещателя не более 10 раз при телевизионном вещании и не более 20 раз при радиовещании. Указание спонсора в объявлениях о программе также может быть распространено
до ретрансляции программы, когда программа ранее транслировалась исключительно как не спонсируемая
— или когда та же программа ретранслируется вещателем по соглашению со спонсором, отличному от того, по которому вещатель в последний раз транслировал программу как спонсируемую программу, и когда с этойпрошло более одного года

Положение требует, чтобы вещатель вел учет спонсируемых передач или других сообщений. Положения постановления также довольно подробно указывают на то, как должны вестись сами записи, которые, согласно им, должны включать следующие данные:

  • название программы или указание другой связи,
  • жанр программы,
  • дата выпуска,
  • время начала и продолжительность вещания или другого сообщения,
  • название спонсора и основной вид деятельности спонсора,
  • количество анонсов программ, содержащих упоминание о спонсоре, с указанием даты и времени их выхода в эфир.

Обязательным является хранение записей о проведении спонсорской трансляции в течение одного года после окончания календарного года, в котором была осуществлена трансляция или иное сообщение.

Как мы видим, закон вместе с регламентом проясняют вопрос натурального спонсорства и финансирования программ в Польше, который до сих пор не регулировался законом, и вещатели прибегали в этом вопросе к действиям, граничащим с законом.