«Но… так… что… происходит?

Поставщик не всегда играет в одной команде с клиентом — хотя иногда кажется, что он носит такую же майку, как и клиент. Для многих поставщиков главной целью является максимизация прибыли. И это может быть легко достижимо, учитывая «задымленность» рынка в Польше и относительно слабые знания маркетологов об аркане маркетинговых услуг. Но у каждой палки есть два конца.

Поляк-Шарак считает, что у него есть исчерпывающие знания обо всем. Включая, конечно, маркетинг. На практике он любит воровать идеи, особенно чужие и для творчества. В конце концов, создание ничего не стоит, не так ли…? Он постоянно находится в поиске «дурочек». В конце концов, текучесть кадров на маркетинговых должностях подобна ветряной мельнице в жаркий день. Не дайте Буке обидеть генерального директора! От финансовых боссов не так легко отмахнуться, как от маркетинговых — ведь на одну такую должность претендует сотня кандидатов… Поэтому польский маркетолог способен собрать все идеи из пяти хороших тендеров, объединить их в один и решить вопрос «экономически», даже получив за это медаль корпоративного дрочера.

Я не упоминаю о неофициальных зарплатах маркетологов (сокращенно EnWuEm). Мне не разрешают говорить — я официально забанен (читай: никогда не знаешь, перед кем разоблачишься). Но неформально — всегда рады… Реклама в прессе? Лучший вариант с детьми или внуками владельцев! Интернет-сервис? Приятели генерального директора великолепны! Цветы для торжественного мероприятия? Ваш директор может порекомендовать проверенную компанию! Нужно модернизировать логотип, добавив цветную точку, тире или запятую? Шурин одного из членов наблюдательного совета занимается этим уже много лет! Или, может быть, специалисты компании по гаджетам? В ящике сестры упомянутого зятя лежит сотня визитных карточек вперемешку! И, конечно, дизайн, дизайн, дизайн — кто может отрицать вкус президента… Неужели кто-то еще осмелится отрицать, что наша компания ничего не знает о маркетинге?

Маркетолог рассылает брифинг «Все святые» в пятницу днем. Он ожидает ответа к понедельнику, к восьми часам утра. Неважно, что подрядчик уже давно выбран и цена установлена. В конце концов, босс осмотрел усадьбу несколько минут назад и запросил еще несколько расценок. Не то чтобы он хотел что-то заказывать. Но чтобы увидеть, вот так. Что если…?

Представитель типографии останавливает всю производственную линию. Он аккуратно кладет еще теплые распечатки в конверт. Он проезжает 80 километров, чтобы дать дочери Великого Босса ласково взглянуть на свежую папку. Они никогда в своей жизни не признавали там никаких кромалингов. Сто человек ждут в стартовых блоках. Не в первый раз. Только папа еще должен посмотреть. Люди напрягаются. Вот телефон! Папино одобрение! Машины запускаются. Чтобы сохранить тень…

Где-то в другом месте исследовательское агентство готовит отчет о грандиозных тезисах президента. При условии, что последний удовлетворен. Ведь если его прогнозы не подтвердятся, то само исследование неизбежно окажется отстойным. И тогда он не будет платить. Или он будет платить только через три месяца. Или после пяти лет судебных разбирательств. Попробуете ли вы отправить платежное требование? Они никогда больше не купят у вас карандаш.

Крупная корпорация FMCG не может заказать рекламный стенд индивидуально, потому что у кого-то заключен контракт с агентством на несколько лет. Отныне даже самая мелкая сделка будет проходить только через агентство… Вот только агентство не имеет ни малейшего представления об условиях строительства POS. И они придумывают проекты, которые не подходят для реализации. Почему? Потому что они были разработаны полными дилетантами в области предметной архитектуры, строительства, механики, материаловедения (сложное слово) и еще нескольких интересных областей.

А эффективный брендинг? Это может сделать почти каждый (как кажется). В другом случае ОКУ помещает «птичку» не в ту коробку. В результате вся продукция стоимостью в сотни тысяч выбрасывается в мусорное ведро. Кто виноват? Поставщик, конечно, потому что он «двусмысленно разместил чек».

Это не руководство по маркетингу «от Филипа Котлера». — это сама жизнь.