Как работать с типографией?

Постарайтесь не создавать барьер непонимания. Изучите язык и диалект печатников. Слова, которые вы должны знать, я собрал в конце статьи в виде глоссария. В связи с ограниченным объемом статьи я поверхностно рассмотрю эти вопросы в данном тексте. Для меня важно, чтобы вы, дорогой читатель, поняли их и не увязли в теории или деталях того или иного вида издательского процесса.

В чем разница между цифровой и офсетной печатью?

Основное различие между этими двумя видами печати заключается в том, что цифровая печать позволяет печатать один экземпляр произведения непосредственно из подготовленного файла без дополнительных затрат на допечатную подготовку, экспонирование листа и разворот машины. Мы часто не осознаем, но самый простой пример цифрового печатного устройства у большинства из нас находится на столе. Если у вас есть принтер, струйный или лазерный, то у вас есть оборудование для цифровой печати. Из-за эксплуатационных расходов на промышленные цифровые печатные машины наибольшей популярностью пользуется лазерная технология. Это основано на том, что лазерное излучение освещает барабан, к которому на открытых участках прилипают частицы тонера. Эти частицы переносятся на бумагу, которая на последнем этапе проходит через печь, «переплавляя» их в лист. Здесь мы не имеем большого влияния на процесс производства. Качество печати зависит от используемых машин и соответствующей подготовки файла.

Как работать с типографией?

Основными преимуществами цифровой печати являются: скорость реализации и высокая рентабельность при небольших объемах. Основными недостатками являются, прежде всего, более низкое качество печати, небольшое разнообразие носителей (бумаг), ограниченные возможности дальнейшего переплета и отделки (простое фальцевание часто приводит к осыпанию тонера, а фольгирование или лакирование сопряжено с риском испортить тираж).

Офсетная печать — это вариант печати, при котором изображение создается с помощью печатных форм, которые наносят краску на бумагу с помощью цилиндров с резиновым покрытием (крышек) для формирования рисунка. Офсетная печать состоит из процессов подготовки, печати и обработки. Печатник должен выставить листы, которые он вставляет в машину и, после того как настройки выполнены, запускает процесс печати. Чтобы избежать разочарования качеством печати, рекомендуется сделать пробный оттиск, к которому печатник «подтянет» цвета. Также рекомендуется провести личный осмотр (утверждение печати). В этом случае вы должны прийти в типографию, когда начнется процесс печати, и на основании сравнения с пробным оттиском принять (обычно подписав) те экземпляры, которые вы считаете подходящими. Мы берем с собой несколько отпечатанных листов (хорошо, если они помечены, например, печатью или подписью типографии) и оставляем один подписанный нами в типографии. Это является для нас гарантией на случай, если готовая продукция, полученная из типографии, не будет соответствовать нашим ожиданиям. Стандартный прогон машины состоит из нескольких десятков листов бумаги. Эта бумага необходима для настройки всех параметров и стабилизации печати. Это означает, что вначале офсетная печать принесет высокие затраты, которые будут «обесцениваться» с увеличением тиража. Важно знать, что процесс печати не является постоянным. В процессе работы принтер постоянно стремится поддерживать нужную дозировку чернил. Поэтому не существует идеально равномерного тиража. При офсетной печати мы всегда предполагаем допуск на отклонения от принятого мастер-оттиска. Чем лучше печатная машина и чем лучше печатник, тем меньше отклонения.

Основными преимуществами офсетной печати являются: большое разнообразие носителей (бумаг), которые мы можем использовать, самое высокое (здесь, конечно, многое зависит от условий) качество печати, большие возможности для переплета и отделки. Недостатки: высокая «стартовая» стоимость и необходимость «амортизировать» затраты на допечатную подготовку, трудоемкий производственный цикл и, что редко упоминается, — высокая зависимость качества печати от технического состояния машин и навыков печатника (это может превратиться в преимущество, поскольку печатник также может «улучшить» цвета нашей работы, вручную изменяя параметры насыщенности краски).

Типы файлов изображений и распространенные ошибки, допускаемые новичками

Наиболее распространенным стандартом для печатных файлов является PDF. Этот стандарт был создан для того, чтобы независимо от класса устройства, распечатка всегда выглядела одинаково. Правильный PDF-файл должен содержать все необходимое для правильной печати иллюстрации. Самое важное — это сама графика. Необходимо помнить, что цвета описываются в CMYK, и проверить, правильно ли были преобразованы фотографии. Цифровые камеры, сканеры, мониторы работают в пространстве RGB. Если мы хотим, чтобы наши фотографии были напечатаны правильно, нам необходимо преобразовать их в CMYK перед тем, как поместить их в публикацию. Обычно на мониторе эта фотография будет не такой «красивой», но такая операция приведет к тому, что на распечатке она не будет «сине-голубой». Если у вас есть возможность выбора цветовых профилей, установите один по умолчанию и применяйте его ко всем фотографиям в данной работе. Также помните, что разрешение вашей фотографии должно составлять не менее 300 dpi (точек на дюйм). Если разрешение ниже, при печати фотография может оказаться не в фокусе. Однако если размер вашего оригинала не позволяет получить такое разрешение, не стоит искусственно «увеличивать» его. Это не приведет к повышению качества.

После того, как вы завершили творческий этап, хорошо бы проконсультироваться с типографией по поводу подготовки вашей работы к печати. Для большинства из них достаточно напильника с разметкой линии реза (черные участки по краям работы). Однако некоторые из них хотят, чтобы вся работа была подготовлена в соответствии с инструкциями. Затем вы должны получить макет с информацией о том, как работа должна быть размещена на листе, какие печатные знаки должны быть и т.д.

При подготовке первых нескольких работ попросите кого-то, кому вы доверяете, или саму типографию помочь вам проверить файл. Если вы сообщите печатнику, что вы новичок, он обязательно присмотрится к вашей работе и сообщит вам, если есть ошибки, которые еще не поздно исправить.

Что такое CMYK?

В теории, CMYK — это обозначение, полученное из первых букв основных красок, используемых в офсетной печати. К ним относятся: C — cyan (голубой), M — magenta (фиолетовый), Y — yellow (желтый), K — key (черный, я также встречал термин контур). Эти четыре цвета, благодаря их умелому применению друг к другу, создают самую большую палитру цветов. Они называются технологическими красками (отсюда термин «технологический CMY» или «CMYK»). На цвета CMYK следует смотреть как на слои цветной пленки, уложенные один на другой. Цвет обычно состоит из первых трех цветов. Черные чернила используются для подчеркивания контуров и построения мелких объектов (мелкий шрифт). Однако, чтобы получить «красивый» черный цвет, C, M, K применяются в соответствующих пропорциях.

Например, красный цвет получается при применении M + Y (M=100%, Y=100%). Пропорции влияют на «интенсивность» красного цвета. Если мы дадим меньше пурпурного цвета — мы получим оранжевый цвет. Если вы даете меньше желтого цвета, цвет начинает становиться фиолетовым. Белый цвет — это просто отсутствие краски — C=0, M=0, Y=0, K=0.

Внимание!!! Ваша белизна будет не более белой, чем используемая подложка (бумага или картон). В зависимости от качества используемой подложки она может быть белее или серее. Цвет самой подложки влияет на весь процесс печати, и это означает, что если вы печатаете на серой бумаге, вы никогда не получите супер сочные цвета. Желтый и другие светлые тона будут «приглушены». Вы должны обратить особое внимание на этот факт. Вы можете быть очень печально разочарованы, когда работа, которую вы видели на мониторе, была «прекрасной», у вас был пробный оттиск, который выглядел даже лучше, чем изображение на мониторе, а из печатной машины выходит что-то серовато-коричневое, похожее только на то, что вы ожидали.

Основные проблемы с цветом

В повседневной работе мы обычно сталкиваемся с двумя моделями получения цветов из правильно смешанных основных цветов. К ним относятся: уже описанные CMYK и RGB. Цветовая модель CMYK используется в «репродукционных» машинах (от принтеров до гигантских печатных машин). Модель RGB, с другой стороны, в основном используется в компьютерных мониторах и цифровых камерах.

Основные различия в этих шкалах заключаются в количестве основных цветов, используемых для построения данного цвета, и в том, как используется действие света.

CMYK — это четыре цвета, на которые рассеивается свет. Сумма насыщенности всех красок может дать теоретически максимальное значение 400% (каждый цвет имеет 100% покрытие). Результатом такого сочетания является черный цвет.

RGB — это три цвета (Red — красный, Green — зеленый, Blue — синий). В этом процессе проще всего представить себе получение нужного цвета, посветив тремя факелами с красным, зеленым и синим цветами на черную стену. Черный цвет образуется, когда все цвета неактивны (погашены). Желтый цвет максимально «освещает» красный и зеленый. Белый, с другой стороны, создается путем «освещения» всех трех цветов.

В CMYK на цвет влияет белизна подложки. В RGB вы можете изменить «качество» работы, подняв ползунок контрастности и яркости, и проблема заключается в том, чтобы получить идеальный черный цвет. Поэтому, не зная соотношения между двумя моделями строительных цветов, вы не сможете правильно оформить материал для печати. То, что вы видите на мониторе как красиво насыщенный зеленый цвет, в печати, несмотря на все усилия, может выйти «коричневым». Вот почему важно, чтобы ваша работа была подготовлена опытным оператором DTP или чтобы вы работали под его руководством. Однако если вы хотите начать свое собственное приключение с подготовкой материалов к печати, я рекомендую начинать с «простых» и недорогих работ, чтобы по мере приобретения опыта снизить риск понести большие расходы из-за допущенных ошибок.

Следует также упомянуть о дополнительных цветах. CMYK и RGB дают нам возможность создавать много цветов, но не все. Например, вы не можете создавать золотые, серебряные и отражающие цвета. Если вы должны использовать такие цвета, их следует подготовить отдельным проходом. Цвет лучше всего определять по шкале Pantone. Вы можете увидеть цвет на образце до того, как нанесете его и укажете на принтере. Следует помнить, что цвета Pantone наносятся на лист в последнюю очередь и могут скрыть то, что находится под ним.

Как правильно выбрать принтер?

У вас уже есть базовые знания о печати и цветах, необходимые для оценки выбора подходящего принтера.

Ввиду разнообразия машин, которые могут быть в парке каждой типографии, следует руководствоваться следующими принципами:

1) Сформулируйте запрос на котировку как можно точнее. В этом случае, чем точнее вы сможете определить и параметризовать заказ, тем лучше. Меньше двусмысленности означает меньше стресса. На этапе запроса не помешает проконсультироваться с разными типографиями. Каждый из них передаст свои комментарии, и на их основе вы составите правильное техническое описание вашего заказа.

Информацию вы должны собрать сами:

  • тип публикации (листовка, папка, брошюра и т.д.)
  • тираж (количество штук).

Элементы предложения, которые поможет определить ваш принтер:

  • тип используемой подложки (вы можете попросить образец и определить, какая бумага доступна и подходит для вашей публикации),
  • конечный размер (часто уменьшение на несколько миллиметров дает значительную экономию),
  • способ отделки (если вы хотите дополнительно «обогатить» отпечаток, например, лакированным элементом или дополнительными цветами),
  • способ отделки (например, сложенная пополам листовка, вырезка и многие другие),
  • способ упаковки и количество экземпляров в упаковке,
  • дату, к которой материалы должны быть доставлены в типографию, и крайний срок их доставки.

2) Выберите типографию, которая способна выполнить работу в соответствии с вашими ожиданиями полностью самостоятельно. Разделяя работу, вы рискуете получить неудовлетворительный результат. Если работа печатается в одной типографии, а доделывается или дорабатывается в другой, может быть трудно получить четкие аргументы относительно того, на каком этапе работа была выполнена ненадлежащим образом.

3) Обратите внимание на то, выполнял ли печатник заказы аналогичной сложности. Попросите образцы их продукции и на основании этого сравните ее с другими. Если у вас есть возможность, спросите их мнение и оценку вашего выбора.

4) Выберите типографию, которая соответствует вышеуказанным параметрам и предлагает самую низкую цену.

Несколько слов в заключение

Как хороший путешественник обладает богатым опытом, так и в вашем случае дальнейшие приключения с принтерами закалят вашу способность предвидеть и правильно общаться. Не бойтесь новых вызовов, но будьте осторожны в своих оценках, потому что цена неправильных решений может быть очень высокой. Не уклоняйтесь от ответа на вопрос. «Лучше быть дураком на короткое время, чем нищим на долгое».

Словарь:
Apla — сплошной фон текста или иллюстрации, где вся поверхность запечатана на 100%. Как если бы вы обмакнули лист бумаги в краску определенного цвета. Биговка (гофрирование) — нанесение борозд (складок) на бумагу или картон для облегчения складывания. Процесс может осуществляться с помощью перфораторов, биговальных лент или вручную. Биговка необходима для толстой бумаги, чтобы линия сгиба была эстетически привлекательной.
Пластина (штамп) — форма, используемая для изготовления оттисков.
CMYK — сочетание четырех цветов печатных красок, используемых в полиграфии. Аббревиатура расшифровывается как: Cyan — светло-голубой, Magenta — пурпурный, Yellow — желтый, Key — черный.
DTP — (Desktop Publishing) процесс компьютерной подготовки проекта к печати. Подготовленная работа сохраняется в файле postscript (PS) или PDF.
Фальцовка (биговка) — складывание листа бумаги для получения ожидаемого формата и количества страниц. Место, где лист смят (falc), становится краем.
Импозиция (электронный монтаж) — соответствующее расположение (планирование) на печатном листе всего изображения (нескольких использований или наборных страниц), предназначенного для печати, вместе с необходимыми отметками, которые нужны в процессе печати и после печати.
Денситометрический кубик — цветная полоска, помещаемая в конце печатного листа для проверки оптической плотности краски на печатном листе.
Дисперсионный лак — печатный лак, используемый для защиты оттиска от истирания краски.
Проба — образец печати, представляющий собой цветовой шаблон для печатных материалов. Производится на специально откалиброванном оборудовании аналоговым методом, который отражает изображение печатного растра, или цифровым методом.
Pantone — система печатных цветов, разработанная компанией Pantone, созданная путем смешивания 15 пигментов (включая белый и черный). Цвета не всегда воспроизводятся в системах CMYK и RGB.
Пастер (dotura) — графический элемент, обычно всех цветов, используемых в данной работе, размещаемый на издании для точного «совмещения» напечатанного изображения с последующими красками в том же месте.
Растр — изображение, состоящее из крошечных однотонных точек, что дает эффект полутонов.
Фальцовка — печатный лист бумаги, при складывании которого получается конечная публикация. Сложенный набор может иметь: 4, 8, 12, 16, 20, 24 или 32 страницы.
Обрезка — область печати, выходящая за пределы области публикации и предназначенная для обрезания. Используется для того, чтобы область печати достигала края после отрезания листа.
Высечка — вырезание нужной сложной формы из материала (например, листа бумаги, картона или картона). Она выполняется с помощью высекального станка, который также может использоваться для биговки.
Использование — один экземпляр произведения или его части, умещающийся на печатном листе. Если формат работы меньше печатного листа, подготавливается несколько вариантов (например, 8 вариантов формата А5 помещаются на листе формата А2).
Tinta — печатная поверхность с цветовым охватом менее 100%, чаще всего с легким покрытием какого-либо цвета.
Метки обреза — графическая маркировка на листе, указывающая место, где необходимо отрезать кровотечение.