Как выглядит производство коммерческого фильма из-за кулис?

В процессе производства рекламного фильма обычно участвуют три стороны: маркетолог, то есть клиент (для которого делается ролик), рекламное агентство (ответственное за подготовку креатива) и продакшн-хаус (который организует и осуществляет процесс производства фильма). Бывают также случаи, когда маркетолог обращается непосредственно в продакшн-хаус и производит ролик без поддержки рекламного агентства. Такое решение обычно продиктовано финансовыми соображениями и чаще всего принимается при производстве малобюджетных роликов.

Выбор производственного предприятия

Выбор компании для производства ролика основывается на оценке трех критериев: портфолио продюсерского дома (т.е. произведенные на данный момент постановки), подготовленная им смета расходов и рекомендуемый режиссер.

Чтобы подготовить смету расходов, производственной компании необходимы: сценарий, информация о масштабах эксплуатации фильма и приблизительная дата выхода в прокат. Сценарий может быть в виде текста, но лучше, если это будет раскадровка, то есть сценарий, разложенный на сцены, вместе с описанием происходящего в звуковом слое.

Как выглядит на кухне производство рекламного фильма?

Объем эксплуатации — это определение:

  • СМИ, в которых будет транслироваться ролик (например, телевидение, Интернет, POS TV, кинотеатры);
  • продолжительность использования (обычно указывается количество месяцев);
  • территория (обычно территория Республики Польша, реже — других стран).

Дата выпуска влияет на создание производственного графика и, следовательно, косвенно на затраты.
Режиссер — это человек, который наиболее сильно влияет на конечное качество фильма. Поэтому продюсерский дом ищет такого режиссера, чей опыт, чувствительность и талант соответствуют характеру сценария. Выбранный режиссер готовит обработку, или описание, в котором он представляет свое видение места. На основании этого принимается решение о выборе директора. Иногда «reżop» предлагается для реализации — то есть оператор, который одновременно режиссирует фильм. Такие решения используются, однако, при простых сценариях и низких бюджетах, или в фильмах, где это оправдано сценарием. После анализа сметы расходов и предложений режиссеров, присланных продюсерскими компаниями, заказчик (агентство и маркетолог) выбирает продюсерскую компанию и подписывает контракт на производство рекламного фильма. Приложениями к такому контракту обязательно должны быть: раскадровка, смета и график производства.

В принципе, продюсерский дом должен начинать дальнейшую работу только после подписания контракта, поскольку его положения должны быть включены в контракты с субподрядчиками и артистами (например, правила конфиденциальности, сроки, области использования, сроки оплаты и т.д.). Также обычно в день подписания контракта выписывается авансовый счет на подготовку производства.

Этап 1 . Предпроизводственная

При производстве рекламных роликов мы следуем четко разработанному плану, который можно разделить на три основных этапа: пре-продакшн, продакшн и пост-продакшн.

Первый — самый трудоемкий, и от качества его подготовки зависит конечный результат всей затеи. Средний срок выполнения заказа составляет 3-4 недели, но в крайних случаях этот срок может быть гораздо меньше. Конечно, стоит вспомнить старое правило, которое прекрасно отражает правду о производстве рекламы: нельзя делать все сразу быстро, дешево и хорошо. Мы можем реализовать только два из этих предположений. Если она должна быть быстрой и качественной, она, конечно, не будет дешевой. И если оно должно быть дешевым, то либо у вас должно быть много времени на подготовку, либо ожидайте посредственного качества. В спешке нет шансов на хорошие переговоры и поиск оптимальных решений.

Производственные документы

Чем лучше мы обсудим мельчайшие элементы фильма, тем меньше вещей застанет нас врасплох во время съемок, а отсутствие кризисных ситуаций напрямую отражается на снижении производственных затрат. Кроме того, разбивка ролика на мельчайшие элементы до начала производства позволяет выявить недостатки сценария, ошибочные производственные предположения и, самое главное, избавляет от необходимости принимать решения на съемочной площадке под давлением времени.

Производство рекламы — это логистически очень сложный пазл. Поэтому любое отклонение во время съемочного плана от предыдущих договоренностей может привести к значительному увеличению затрат или получению эффекта, который никого не удовлетворит. Именно поэтому для производственного предприятия так важно создать множество документов, наиболее важными из которых являются:

  • производственный график — план работы, составленный на каждый день. Должно быть ясно, какое мероприятие будет проводиться, когда оно состоится и какая сторона несет за него ответственность (агентство, маркетолог или продакшн-хаус);
  • call sheet — почасовой график работы на съемочной площадке. Помимо информации о том, какую сцену, в какое время и где мы снимаем, он должен содержать подробный список членов съемочной группы с указанием их функций;
  • раскадровка — очень точная раскадровка, содержащая все последовательные кадры с указанием угла наклона камеры и описанием ее движения.

Комплектование съемочной группы и кастинг

Режиссер, проконсультировавшись с продюсерской компанией, рекомендует следующих соавторов: оператора, художника-постановщика, монтажера, а иногда стилиста, гримера и парикмахера. Другие члены команды обычно подбираются руководителями отдельных производственных подразделений. Режиссер ролика (а иногда и креативный отдел рекламного агентства) составляет кастинг-бриф, в котором описываются характеры разыскиваемых персонажей. На этой основе кастинг-директор осуществляет поиск кандидатов. Обычно одним кастингом дело не заканчивается, и после первичного отбора организуется так называемый повторный звонок, на который приглашаются отобранные актеры, чтобы иметь возможность поработать с ними подольше, посмотреть, как они вместе играют сцену, как представляют себя в характерных костюмах и т.д.

Выбор локации

Локации (объекты съемки) — это все места, где будет проходить съемка. В целом, их можно разделить на открытые и закрытые. Если сценарий предполагает съемку в интерьерах, их можно либо арендовать и адаптировать под нужды места съемки, либо построить декорации в съемочном павильоне. На решение о том, какой вариант выбрать, влияет множество факторов, и обычно оно принимается на ранней стадии, поскольку характер местности определяет, какие технические средства и производственные решения будут использованы. Хотя это не является правилом, строительство декораций в студии обычно дороже, но это позволяет лучше контролировать условия во время работы. Ответственный за поиск мест представляет несколько или более предложений в виде фотографий, на основании которых производится предварительный отбор. Затем выбранные места лично посещают режиссер, кинематографист и менеджер по производству, чтобы порекомендовать окончательные места, которые, по их мнению, придадут фильму желаемый характер.

Выбор технических и постановочных средств

Руководитель производства вместе с режиссером и кинооператором определяют, какие технические средства будут использованы для съемки ролика. Цель — достичь наилучшего конечного эффекта в рамках установленного бюджета.

PPM — предпроизводственная встреча

Кульминацией предпроизводственной стадии является встреча, на которой принимаются все производственные договоренности. На встрече должны присутствовать: режиссер (иногда также оператор), продюсеры (как из продюсерского дома, так и из агентства), менеджер по производству, художник-постановщик, стилист, фуд-стилист (если он играет важную роль), творческая группа, ответственная за сценарий, и, конечно, клиент, который в конечном итоге должен принять все договоренности. Обычно ППМ может быть проведена в течение 5-10 часов, но в крайних случаях может занять несколько дней. В случае сложных фильмов организуется не одна, а несколько таких встреч.

На PPM мы очень подробно обсуждаем: съемочный план, кастинг, стилизацию персонажей (как рекомендуемые костюмы, которые стилист приносит на встречу, так и фотографии актеров в них), прически и грим, все локации, дизайн декораций (с такими деталями, как цвета, типы используемых материалов, конкретный дизайн мебели), ключевой реквизит, направление камеры, визуальный характер съемки, постпродакшн, спецэффекты, музыка, пакшот, почасовой график съемки, производственный график и многие другие вопросы. Повестка дня PPM содержится в специально подготовленном сценарии (так называемом буклете PPM), который содержит фотографии и описания всех обсуждаемых элементов.

Во избежание недоразумений заказчик должен подписывать согласие с каждым последующим соглашением. После того, как все пункты утверждены, в них больше не следует вносить никаких изменений, поскольку после завершения PPM руководитель производства запускает лавину обязательств, заказов, контрактов в соответствии с этими договоренностями. Малейшие изменения в допущениях, заложенных в УПП, могут поставить под угрозу соблюдение бюджета и графика производства.

Стадия 2 Производство, или съемки

Обычно это самый короткий этап в реализации рекламного ролика, но от него зависит больше всего. Каждый съемочный день должен быть спланирован очень точно, практически с точностью до четверти часа. Работа должна проходить в соответствии с ежедневным планом, установленным руководителем производства, который принимает решение о любых изменениях в графике и, если нет важных причин, предпочитает не менять его. Идеальный вариант — завершить съемочный день за 11 часов (включая обязательный часовой перерыв).

Конечно, это не всегда возможно, и есть планы на 18 часов. Нужно только помнить, что каждый овертайм на съемочной площадке стоит дорого, ведь в рекламе используется так называемый прогрессивный овертайм, а это значит, что каждый последующий овертайм стоит дороже.

На фотографиях должны присутствовать как представители маркетолога, принимающие решения, так и люди из рекламного агентства, вовлеченные в процесс производства (аккаунт, креативная команда, продюсер).

Кто правит на съемочной площадке?
Работа на съемочной площадке сопровождается очень высокими эмоциями, поэтому существуют определенные правила сотрудничества. Например, только режиссер должен общаться с актерами. Если клиент решает, что он хотел бы что-то изменить в игре актеров, он должен сначала обсудить это с агентством, затем посоветоваться с режиссером, и никогда напрямую с актерами. Иное поведение может привести к ненужным спорам и вызвать задержки в производстве, а также негативно повлиять на конечный результат. Ни при каких обстоятельствах у актеров не должно создаваться впечатление, что что-то идет не так, что из-за них происходят нервные обсуждения.

Как правило, на съемочной площадке устанавливаются две независимые станции с мониторами для просмотра. Один для режиссера и людей, непосредственно участвующих в производстве, а другой — для маркетолога и агентства. Каждый кадр повторяется несколько, дюжину или даже десятки раз, и только когда режиссер решает, что он удовлетворен, клиент и агентство принимают или обсуждают с режиссером, что можно было бы изменить. Если все согласны с конкретным выстрелом, то происходит сакраментальное «получилось!». Здесь вновь встает вопрос о PPM, когда мельчайшие детали обсуждаются именно для того, чтобы у всех на съемочной площадке были одинаковые ожидания от конечного результата. Следует также иметь в виду, что неопытному человеку трудно оценить ценность кадра, который является сырым материалом без цветокоррекции, без музыки, без монтажа. Изображение на мониторе предварительного просмотра часто лишено контраста, имеет безвкусные цвета, и только в процессе постпродакшна ему придается окончательный, рекламный «вид».

Разумеется, все сомнения должны быть выяснены с агентством, продюсером и режиссером еще на съемочной площадке, поскольку после окончания съемок любые изменения, приводящие к пересъемке отснятого материала, будут стоить десятки, а то и сотни тысяч злотых. Чтобы не забыть ни об одном кадре и чтобы каждый знал, на каком этапе работы он находится, на съемочной площадке вывешивается печатная съемочная доска. Руководитель съемок зачеркивает каждый последующий снимок, который завершен и принят.

Сложные сцены

Самыми сложными являются сцены, в которых задействованы: дети, большое количество статистов, пиротехника или животные.

Дети могут работать на съемочной площадке гораздо меньше времени, чем взрослые. Это время точно определено правилами и зависит от возраста младшего. Кроме того, дети требуют особого подхода, поскольку их эмоции на съемочной площадке могут блокировать работу на многие часы.

Поэтому для фильмов с участием детей выбирают режиссеров с опытом работы в таких постановках. Другие факторы риска включают погоду во время съемок на открытом воздухе или сложные спецэффекты. Все это означает, что съемки 30-секундного рекламного ролика часто требуют нескольких дней работы на площадке, хотя большинство постановок завершаются за один-два дня.

Этап 3 Пост-продакшн

Постпродакшн — это все этапы, через которые проходит записанный материал, чтобы получить окончательный вариант для вещания. Последующие этапы должны выполняться в последовательности, которая зависит в первую очередь от того, каким способом был отснят материал — светочувствительным или цифровым.

Обработка и перенос негатива

Проявка негатива — необходимый процесс, если снимки сделаны светочувствительной пленочной камерой. Она состоит из химического процесса, т.е. проявки пленки (аналогично негативу в традиционной фотографии) и последующего сканирования каждого кадра негатива в цифровой файл. Обычно на этом этапе производится только так называемая передача одного света, с помощью которой мы получаем изображение только визуального качества, еще не пригодное для трансляции, но позволяющее редактировать его в автономном режиме. В случае цифрового носителя (например, Alexa, Red, Sony F3), мы сразу получаем материал с камеры в виде файлов.

Автономный монтаж

На этом этапе режиссер и монтажер выбирают лучшие кадры из записанных дубликатов и располагают их в нужном порядке. Иногда создается несколько версий ролика, из которых агентство и клиент выбирают окончательную. Читабельность всего рассказа оценивается на основе автономного редактирования. Визуально ролик по-прежнему лишен финальных цветов, анимации, графических элементов, спецэффектов и т.д. Важно, что после того, как клиент примет автономный монтаж, любые изменения, например, замена кадра на другой — если работа попадает на следующий этап постпродакшна, могут повлечь за собой дополнительные расходы и даже изменения в графике. Обычно автономный монтаж представляется на утверждение уже с заранее записанной музыкой (обычно несколько разных версий) и закадровым голосом.

Что такое цветокоррекция?
Цветокоррекция — это «окрашивание» фильма. Для придания изображению окончательного визуального характера используется специализированное оборудование. Возможности этого оборудования очень велики: оно позволяет осветлять темные участки изображения, затемнять светлые участки или равномерно окрашивать все кадры. Со стороны создателей за цветокоррекцию отвечает кинематографист, который работает вместе с колористом для достижения окончательного эффекта.
Онлайн-редактирование — это заключительный этап работы над изображением. На этом этапе ролик приобретает окончательный вид. Ненужные элементы маскируются, накладываются ключи, добавляется анимация и визуальные эффекты, такие как блики, размытие и т.д. Работа над звуком может продолжаться на протяжении всего процесса постпродакшна, но окончательный монтаж (мастеринг) производится в самом конце, т.е. после утверждения в сети. Это связано с тем, что малейшее изменение изображения, внесенное на ранних этапах, может привести к необходимости изменения звукового слоя, что увеличит стоимость проекта. Конечно, здесь нет правила, и иногда можно закончить звуковой дизайн уже на стадии офлайн.

Время на постпродакшн

Постпродакшн — это момент окончательного утверждения фильма клиентом. Оно должно проходить в студии постпродакшн, оснащенной референсными мониторами и оборудованием для прослушивания. Окончательный постпродакшн может также проходить у клиента или в агентстве, при условии, что клиент предварительно одобрил онлайн-версию ролика на референсном оборудовании.

Речь идет в основном о том, что каждый монитор компьютера или телевизор домашнего класса по-разному отображает цвета, контрастность, насыщенность цвета. Поэтому, не видя изображение на стандартном мониторе, невозможно оценить, достигнут ли желаемый эффект.

Процесс производства коммерческого фильма заканчивается копированием эмиссионных лент (каждой станции требуется отдельная лента, подготовленная в соответствии с различными техническими требованиями), или созданием эмиссионных файлов (некоторые станции принимают ролики в таком виде), или созданием кинокопии, если ролик должен транслироваться в кинотеатрах.

Точечные производственные затраты:
Из факторов, влияющих на затраты, можно назвать следующие:

  • количество съемочных дней (каждый дополнительный день означает более высокую стоимость найма съемочной группы и съемочного оборудования);
  • количество актеров и эпизодистов;
  • количество и тип мест, где будут проходить съемки;
  • фотографическая техника: она может быть цифровой (как правило, более дешевой) или светочувствительной;
  • класс директора (чем известнее имя, тем выше гонорар);
  • съемка по воскресеньям и праздничным дням, а также в ночное время;
  • а также: количество спецэффектов, динамика декораций, приобретение лицензий на известные музыкальные произведения.

Словарь

Коллаборация — просмотр готового рекламного фильма с целью его оценки и допуска к трансляции.
 (цветокоррекция) — придание рекламному ролику окончательного колористического характера.
PPM (pre-production meeting) — встреча, на которой принимаются все договоренности относительно заказанного коммерческого производства.
Режоп — термин, используемый для обозначения режиссера и оператора в одном лице